Киностудия «Мосфильм» занималась производством данной кинокартины. Фильм увидел мир в 1973м, и собрал аудиторию размером около 60ти млн зрителей, а режиссером стал всем полюбившийся Леонид Гайдай.
Сюжет основывается на мотивах одноименной пьесы Булгакова – «Иван Васильевич».
Нюансы кинопроб
Режиссер Леонид Гайдай создавал сценарий с учетом игры Юрия Никулина, когда актер увидел его, то моментально дал отказ, и аргументировал это тем, что картина окажется неинтересной, а он просто потратит время. Когда роль царя освободилась, появилось большое количество желающих:
- Актер Евгений Евстигнеев – не впечатлил своими пробами.
- Георгий Вицин – актер воспринимался только в образе Труса из другого культового фильма.
- Евгений Лебедев – режиссер решил, что актер лучше справится с ролью управляющего домом.
- Владимир Этуш – предстал в обрезе А.С. Шпака.
После длительных проб был выбран актера Юрия Яковлев, как оказалось, именно он смог совместить в себе два противоположных характера, и достойно показать каждый из них.
Когда царь был уже утвержден, возник следующий вопрос, кто сыграет роль Милославского, ведь Гайдай хотел видеть здесь только актера Андрея Миронова. Режиссерская задумка не удалась, поэтому выбор остановили на Леониде Куравлёве.
С женскими образами дела обстояли не проще, роль Зины хотели исполнить такие известные актрисы, Селезнёва, Гундарева и Гвоздикова.
Несколько фактов
- В картине «Иван Васильевич меняет профессию» есть такой момент, который многие приняли за брак по звуку: Буншна задает Милосласвкому вопрос касательно того, как он оказался в квартире, в этот момент Шпак произносит определенную фразу, хотя его рот закрыт. Так вот, эти слова произносит не Шпак, а Шурик, которого просто не видно в кадре.
- Еще один звуковой момент – Зина говорит царю фразу о том, что люди могут подумать всякое, но судя по губам, фраза заключается в том, что царя могут увидеть в квартире и подумать не то.
В сцене трапезы Марфа Васильевна всегда смотрит в пол, причиной послужило то, что гримеры не смогли скрыть гематому на лице актрисы, которую ей нанес муж. Царь сидит возле магнитофона, из которого доноситься знаменитая композиция Высоцкого «Эх раз», хотя события разворачиваются в современном городе. Посол ведет беседу на немецком языке, такой же факт наблюдается и в работе М. Булгакова.
Озвучку картины пришлось изменить практически полностью, поскольку первоначальный вариант цензура запретила, и выпустить фильм было невозможно. В Ростове Великом был отснят эпизод, когда происходит погоня за пришельцами, пришедшими из будущего. «Иван Васильевич меняет профессию» стал 17м фильмом в списке лидеров по количеству просмотров, среди проектов отечественного кинематографа. А актеры отлично передали задумка режиссера и атмосферу того времени.
Недочеты в фильме
- Когда герои бегут от стрельцов, то не закрывают сундук с вещами, а с доспеха рядом на пол падает шлем. В кадре возвращения Милославского упавший доспех опять оказывается на своем месте.
- Когда Иоанн Грозный попадает в лифт, то начинает грешить на демонов и креститься тремя пальцами, но так делать стали начиная только с 1653 года, а до этого крест накладывали двумя пальцами.
- Посол Швеции говорит якобы на шведском языке, но на самом деле, это немецкий.
- Атрибуты власти, которые находятся в руках у царя, изображенного на картине, появились только через 100 лет после описанных событий.
Когда поступает звонок о краже, наряд милиции появляется в кадре на служебной машине ГАИ.