Благодаря тщательному отбору режиссера картины Леонида Гайдая все актеры фильма «Двенадцать стульев» оказались на своем месте. Более того, актеры стали легендарными и вошли в советский кинематограф под грифом: «шедевр».
Содержание
Неутомимый отбор
Как со всякой классикой, так и при работе над фильмом «Двенадцать стульев», всегда разворачивается множество щепетильных подготовок. В частности – отбор на главные роли. К тому же, воплощая роман, ставший эпопеей своего времени, основанный на реальных событиях, к кастингу внимание предельно заостренное. Десятки замечательных и талантливых актеров, проходили фотопробы на главные роли фильма «Двенадцать стульев». Но лишь лучшие из претендентов его прошли.
«Гвоздь» программы
Роль Остапа Бендера – одна из ключевых. Кто только не претендовал на это место. 22 друг на друга не похожих актеров, проходили пробы. В их числе: Андрей Миронов, Леонид Каневский, Николай Губенко, Михаил Козаков, Олег Басилашвили, Спартак Мишулин и другие. Но, как теперь известно, Остапа-Сулеймана-Берта-Марию Бендера, сыграл актер Арчил Гомиашвили.
Знаковая роль
Нельзя было даже предположить какую роль сыграет персонаж Бендера в жизни актера Арчила. Именно благодаря ему, после съемок фильма «Двенадцать стульев», к артисту пришла всенародная слава и почет. Вскоре, он переезжает в Москву и получает место, сначала, в московском театре имени Ленинского комсомола, а затем – в театре имени «Пушкина». Позже, он даже открыл ресторан с названием «Золотой Остап» и получил квартиру.
Гомиашвили однажды признался, что персонаж, сыгранный им, близок ему и по духу. Остап для него, стал предопределяющим фактором и своеобразным вектором. После смерти Арчила Гомиашвили в 2005 году, на его могиле установлен памятник Бендеру. Таким образом, Остап стал сопровождать его и после смерти.
Кастинг продолжается
С местом на роль Ипполита Матвеевича Воробьянинова, он же Киса, также было не все просто. Актер Сергей Филиппов, который был утвержден на эту роль, перед съемками почувствовал ухудшение здоровья. Поэтому ему подыскали замену в лице Ростислава Плятта. Но актер видимо так хотел ее сыграть, что слух об этом дошел до самого Плятта. И актер уступил место Филиппову. Болезнь его отошла на задний план, и только спустя 20 лет после съемок, актер ушел из жизни. Кстати, свою последнюю роль, он также сыграл у Леонида Гайдая.
Бог по-моему не против
С ролью отца Федора Вострикова, также приключилась история. Михаил Пуговкин — актер, который в итоге ее исполнил, поставил под сомнение свое участие в фильме «Двенадцать стульев». Причиной этому, послужила уж слишком «скользкая» роль для человека из верующей семьи. Боясь не затронуть чувства своей верующей матушки, Пуговкин просил ее благословления, а ответа Гайдаю пришлось ждать три недели.
Но в итоге, мать дала свое одобрение и блестящий персонаж вороватого священника, был воплощен в жизнь. Что же тут поделать? Искусство – это жизнь, а в жизни бывает всякое. Поэтому без таких персонажей, как отец Федор, целостность картины мира была бы не полной.
Мечта для поэта
Персонаж Мадам Грицацуевой, тоже заставил пощекотать нервы. На эту роль выбор Гайдая разошелся между Нонной Мордюковой и Галиной Волчек. Но Мордюкова показалась не смешной, поэтому собирались снимать Волчек. Однако сработал его величество случай.
Звукооператор Владимир Крачковкий, предложил кандидатуру своей жены, на то еще время, студентки Натальи Крачковской. Актриса так понравилась режиссеру, что ее роль была утверждена, а в последующий фильмах их творческий тандем прослужил источником плодотворной работы для многих кинолент. Режиссер назвал ее «Мечтой для поэта».