«Сердце пармы»: игра пихтовых престолов, в которой приносят жертвы Золотой бабе.

О фильме

То ли литературный первоисточник, то ли масштаб замысла и широта уральских земель раздули картину до внушительного сочинения в нескольких томах. За два с лишним часа зрителям словно предстоит прожить несколько жизней, исходить парму вдоль и поперек, поверить в колдовство и выстоять не одно сражение — и на ножах, и на словах. Проводником по земле пермской станет князь Михаил (Александр Кузнецов): впереди объединение народов под одним щитом, сбор ясака (налог, исчисляемый пушниной), брак по сердцу и крещение по душе. Чердынь — город, где в XV веке деревянные языческие истуканы стояли прямо перед входом в православный храм.

По какому роману снят фильм «Сердце пармы»

Режиссер Антон Мегердичев снял фильм по роману Алексея Иванова, который он завершил в 2000-м году. Это сегодня он один из самых известных российских писателей. И, пожалуй, самый экранизируемый. А 22 года назад рукопись «Сердце пармы» поначалу отправилась в стол, как и первые произведения пермяка: «Общага-на-Крови» (роман написан в 1993 году) и «Географ глобус пропил» (1995).

Примечательно, что именно «Сердце пармы» станет первой изданной книгой Алексея Иванова, которая принесет ему литературный успех и откроет путь в типографию для других «прописавшихся» в столе рукописей. Считается, что проторить путь к издателям Иванову помог другой известный писатель-выходец из Перми Леонид Юзефович, а именно его рекомендации. Еще один любопытный штрих: «магический эпос о последнем древнерусском княжестве Пермь Великая» в 2003 году сначала вышел в Пермском издательстве под названием «Чердынь – княгиня гор». В том же году книгу опубликовала «Пальмира» под вывеской «Сердце пармы. Роман-легенда».

«Сердце пармы»: игра пихтовых престолов, в которой приносят жертвы Золотой бабе

Сюжет

Строитель храмов Васька Калина рассказывает, что к середине XV века от Рождества Христова Пермским княжеством правил князь Ермолай (Александр Горбатов), который послал людей за «Камень» — так тогда называли Уральский хребет. Тамошние жители не принимали Христа, но поклонялись местным богам, а больше всего почитали Солнечную Деву (Сорни-най).

Отряд, посланный князем за священным идолом – Золотой Бабой, наблюдает за ритуалом камлания, проводимым местным шаманом. В ходе обряда воины намереваются принести в жертву троих православных русичей, но Ухват (Дмитрий Куличков), предводитель, не решается за них вступиться. Его цель – статуя Золотой Бабы. Улучив подходящий момент, они убивают нескольких участников ритуала, а также волчицу, оказавшуюся оборотнем, и забирают с собой идола.

В городище Чердынь князь Ермолай обходит местный рынок, по-отечески интересуясь у рыболовов, как улов, делая замечание бочкарю, проверяя, как идёт строительство. В населённый пункт приезжает юная Тичерть, заявляющая, что готова уплатить дань шкурами за своего отца – кана. Воевода Полюд (Сергей Пускепалис) с сарказмом замечает, что тот пропойца, что давно пропил всё своё добро и что теперь их кан – князь Ермолай. Князь принимает решение женить на дочери кана собственного сына Мишку.

Полюд сообщает князю, что из посланного отряда уцелел только Ухват, находящийся в невменяемом состоянии, остальные же – погибли. В мешке у Ухвата находится Золотая Баба. Это приводит в ужас няньку, а дух из идола вселяется в Тичерть.

Проходят годы. Михаил навещает татарского шибана на лодке, которую тащат бурлаки – русские рабы. Среди бурлаков оказывается Васька Калина, который даёт бесценный совет: надо пригрозить шибану жалобой, если тот не уступит часть хараджа, причитающегося Казани. Михаил выдвигает условием оплату по очереди хараджа (Казани) и ясака (Москве), пропуск русских судов и возврат на волю русских рабов. Шибан соглашается. В услужение к Михаилу идёт Исур (Ислам Зафесов), отважный воин.

Князь держит совет, нужно ли принимать епископа Иону (Евгений Миронов), и соглашается, что это хорошая идея. Иона приезжает в городище, первым делом посещает церковь, обнаружив, что культовое сооружение осквернено языческими идолами и не годится для богослужений. Он наказывает Калине приготовить проект новой церкви, для начала – в виде модели («игрушки»).

Епископ Иона проводит крещение водой. Он крестит всех, включая сына-младенца князя. Ламия отказывается пройти таинство и принять христианское имя Анастасия, уверяя, что довольна своими богами. Епископ намеревается крестить женщину силком, но та, прибегнув к колдовским чарам, убегает. Князь отправляет погоню.

Ламия воспитывает детей. Люди Михаила отправляются на войну с воинством Асыки. Дьяк Данила, оставшийся с женщинами, сгорает от страсти к ламии и пытается ею овладеть, но получает отпор.

Городище Акына, стоящее на возвышенности, кажется неприступным: дорогу к воротам они залили водой, которая заледенела. Князь решает осуществить атаку при помощи осадных нард – но только в метель. Под прикрытием пурги штурм удаётся; посредством параллельного монтажа зрителю показывают, как в этот же самый момент епископ Иона совершает духовный подвиг – водружает деревянный крест на церковный купол (взамен другого, поражённого ударом молнии). Асыку берут в плен и помещают в темницу, закованным в цепи.

В Чердынь прибывает Фёдор Пёстрый, представляющий интересы Москвы. Встреченный вполне радушно, гость высказывает претензии хозяину. Фёдор настойчиво рекомендует Михаилу присоединиться к походу на Казань, намекая, что нежелание оказаться поддержку попахивает изменой. Михаил отказывается, мотивируя решение тем, что не намерен ввязываться в ссору московитов и казанцев. Тем временем Исур наказывает кнутом Данилу, пристававшего к княгине и лепечущего в своё оправдание, что эта ведьма его приворожила.

В ответ на призыв Михаила Ермолаевича не откликается почти никто из местных князей, объясняя это нежеланием идти против огромной силы – Москвы. Епископ Иона отказывается помогать Михаилу, показывая результат того, как превратно местные понимают заповеди христианства: чтобы спасти души своих крещёных детей, они их попросту умертвили. Он полагает, что вина Михаила – в любви к ведьме. Михаил отпускает пленного Асыку со словами, что теперь сгодится любая помощь в борьбе с врагом.

Михаил Ермолаевич решается дать генеральное сражение. В самый напряжённый момент на помощь приходит войско Асыки. Тем не менее победа остаётся за Фёдором Пёстрым, который даёт согласие на просьбу Данилы привести князя, окружённого в башне, живым. После ожесточённой схватки его удаётся пленить.

Михаила везут в Москву. В темнице его соизволяет посетить сам великий князь Московский Иван III Васильевич (Фёдор Бондарчук), который признаёт за пленником одну вину – что княжит с ним в те же годы. Он делится с Михаилом великими планами: «Господь наш избрал нашу землю и наш народ, отдав продажный Рим католикам, а спесивый город Константина туркам. Цель Ивана III – сделать Русь великой державой, для чего необходимо единство: «От княжьих усобиц я горя вволю натерпелся».

Фёдор Пёстрый сообщает, что перенёс столицу Пармы в Покчу. Князь решает отправиться в опустошённую Чердынь, оставив править от своего имени выросшего сына. В Чердыни Михаил принимается восстанавливать порушенное городище, засеивать окрестные земли, найдя поддержку у местных.

Что было на самом деле

О князьях, которые правили в Пермских землях в XV веке, известно не очень много. В 1451 году великий князь московский Василий II Тёмный назначил наместниками Перми Вычегодской (по реке Вычегде) князя Ермолая и его сына Василия, а старший сын Ермолая Михаил стал князем Великопермского княжества со столицей в городке Чердынь. Точных границ этих земель тогда не было; в основном князья занимались сбором дани с местных племен. Неясно и их происхождение — по одной из версий, Ермолай был одним из местных вождей, а по другой — он был из рода верейских князей.

Судьба Ермолая и Василия неизвестна, а вот Михаил правил Великой Пермью-Пармой два десятилетия. Он действительно отказался участвовать в первой войне Московского княжества и Казанского ханства (она велась в 1467-1469 годах); по некоторым данным, кто-то из его окружения доносил казанцам о передвижении русского войска, двигавшегося со стороны Камы. Ещё одной «обидой», ставшей предлогом для военного похода Москвы против княжества Михаила, была некая «грубость», выказанная в столичном городе Михаила Чердыни московским купцам.

Так называемый Чердынский поход войска под командованием стародубского князя Фёдора Пёстрого состоялся в 1472 году; судя по всему, победа московитов была полной и почти молниеносной. Сам Пёстрый с одним отрядом разгромил племенное ополчение коми-пермяков, а другой отряд в это же время взял Чердынь и пленил князя Михаила и его ближних воевод; их отправили в Москву, к великому князю Ивану III Васильевичу (в фильме его играет Федор Бондарчук).

В чем была причина конфликта

В книге и фильме само противостояние Москвы и Великой Перми-Пармы объясняется «религией предков» — мол, Михаил не хотел, чтобы его жену-вогулку насильно крестили в православие, а потому и сам впал в ересь. Так это или нет — неизвестно. Но вот политические и экономические причины Чердынского похода выглядят гораздо более реальными.

В летописях о причинах похода Пёстрого говорится глухо; официально озвученные «обиды», наверное, имели место, но падение Великой Перми, скорее всего, было связано с делами Великого Новгорода, который достаточно долго считался независимым от Москвы городом и обладал собственными землями на севере Руси. Так, обе Перми — Вычегодская и Великая — были в вассальной зависимости не только от Москвы, но и от Новгорода, что и давало князьям этих земель определенную свободу действий. Но в 1471 году независимость Новгорода была основательно подорвана — состоялась очередная Московско-новгородская война, завершившаяся сокрушительным поражением новгородцев в битве на реке Шелони. Именно после этого у московского великого князя оказались развязаны руки для окончательного покорения земель на северо-востоке.

Что любопытно, после плена Михаил остался князем Великопермским, хотя прежней власти не сохранил и был фактически наместником московского великого князя. Погиб Михаил через десять лет, во время очередного нападения вогульского князя Асыки — в фильме, кстати, это один из главных героев, его играет актер Валентин Цзин. В самом начале XVI века сын Михаила князь Матвей был лишен княжения, а вместо княжества уже и де юре появилось наместничество; впрочем, потомки Михаила и Матвея репрессированы не были, а переехали в центральные земли Московского княжества.

В ролях

Актёр Роль
Александр Кузнецов князь Михаил Ермолаевич князь Михаил Ермолаевич
Евгений Миронов креститель Иона креститель Иона
Фёдор Бондарчук великий князь Московский Иван III великий князь Московский Иван III
Елена Ербакова Тичерть Тичерть
Валентин Цзин Асыка Асыка
Сергей Пускепалис Полюд Полюд
Владимир Свирский Васька Калина Васька Калина
Владимир Любимцев Бурмот Бурмот
Алексей Кравченко Качаим Качаим князь Искорский
Ислам Зафесов Исур Исур
Алексей Розин Питирим Питирим
Илья Маланин Мичкин Мичкин князь Уроса
Виталий Кищенко Фёдор Пёстрый Фёдор Пёстрый
Михаил Евланов Данила Венец Данила Венец Московский дьяк
Александр Горбатов князь Ермолай князь Ермолай
Роза Хайруллина Айчель Айчель
Елена Панова Табарга Табарга
Мирослава Михайлова Маша Маша
Игорь Кулачко Савва Савва сотник
Софья Шуткина Ротэ Ротэ
Ярослав Белобородов Князь Михаил в детстве Князь Михаил в детстве
Дмитрий Куличков Ухват Ухват

Производство

В 2005 году права на экранизацию купила компания «Централ Партнершип», режиссёром должен был стать режиссёр сериала «Бригада» Алексей Сидоров. В июле 2008 года стало известно, что компания не намерена снимать фильм. В 2014 году Компания Star Media приобрела у Алексея Иванова права на экранизацию романа. Режиссёром картины изначально был заявлен Сергей Бодров. Позднее он отказался от постановки из-за занятости, но остался в качестве сценариста.

В подмосковной деревне Щеголево и в Пермском крае в посёлке Усьва, недалеко от Губахи , были отстроены декорации: деревянные и каменные города, крепости, дома на сваях.

Съёмки фильма начались в июле 2019 года  и завершились в феврале 2020 года.

В общей сложности за все время съёмок в проекте приняли участие более 2000 человек, в том числе съёмочная группа — 150 человек . Статисты, набранные среди жителей близлежащих к Усьве населённых пунктов, где шли съёмки, специально не брили бороды по несколько месяцев, чтобы сняться и в летнем, и в зимнем блоках .

Костюмы жителей вымышленного водяного города Уроса были сшиты на заказ из настоящей рыбьей кожи .

По окончании съёмок в Усьве продюсеры проекта решили не разбирать декорации, а использовать построенный город в качестве историко-туристического объекта. Масштабная декорация «Чердынь» была безвозмездно передана городской администрации. На месте декораций города планируется сделать смотровую площадку и установить информационные щиты с QR-кодами, которые будут направлять на сайт, рассказывающий о достопримечательностях Губахи и съёмках проекта .

14 июля 2022 года пресс-служба телеканала «Россия-1» опубликовала в сети первый трейлер картины .

26 августа 2022 года фильм открыл программу показов 44-го Московского международного кинофестиваля .

Где снимали «Сердце пармы»?

Как и судьба первых книг Алексея Иванова, путь к экранизации «Сердца пармы» оказался извилистым и тернистым. Сначала права приобрела компания «Централ Партнершип»: планировалось, что фильм снимет режиссер Алексей Сидоров (сериал «Бригада», фильмы «Бой с тенью», «Т-34»). Однако тогда не сложилось и через несколько лет стало известно, что экранизация не планируется. В 2014 году права купила компания Star Media: было объявлено, что режиссером станет Сергей Бодров. Двукратный номинант на премию «Оскар» во время обсуждения сценария с Ивановым даже предлагал сделать два фильма по роману. Но в итоге Бодров из-за занятости отказался от съемок, но остался в проекте в качестве сценариста. А режиссером стал Антон Мегердичев («Метро», «Елки 3», «Движение вверх»).

К съемкам приступили летом 2019 года. Главные локации – деревня Щеголево (Подмосковье), живописные места в районе поселка Усьва, города-призрака Верхняя Губаха, горы Крестовой (Пермский край). Причем в Прикамье построенные декорации не стали сносить после съемок. И сегодня деревянные крепости-городки стало еще одними яркими достопримечательностями Губахинского округа, куда организуют туристические туры.

Белые камни

12.00 – Начало пути. Выезд на авто из города Лысьва Пермский край.

Автомобильная дорога идет по трассе Р-343 и проходит через город Чусовой, поселок Усьва и город Губаха . По пути проезжаем смотровую площадку Белые камни, что находится рядом городом Гремячинск. Белые камни – отличная обзорная площадка, с нее хорошо виден хребет Басеги .

Вид с обзорной площадки Белые камни

Белые камни являются памятником природы и считаются одним из семи чудес Гремячинского района.

Крепостная стена в поселке Загубашка

13.30 – Окраина поселка Загубашка (Верхняя Губаха). Расстояние от Лысьвы 105 километров.

После непродолжительной поездки, наша прогулка по декорациям, затянулась на долгих два с половиной часа. Во время осмотра места съемок, хотелось заглянуть в каждый уголок, в каждый закуток, дотронуться до всего своими руками. А глазами в очередной раз убедиться, насколько сильна и велика магия кино.

Сперва мы ринулись осматривать часть крепостной стены с башенками. Оказавшись рядом со стеной на расстоянии вытянутой руки, мы сразу почувствовали дыхание «старины», настолько это было все правдоподобно.

Крепостная стена п. Загубашка

Но обойдя стену вокруг, немного разочаровались, увидев обратную сторону декораций. Понятно, что создатели фильма сознательно идут на это в целях экономии финансовых и материальных ресурсов. Поэтому вряд ли стена простоит долго, если ее оставят без присмотра.

Крепостная стена — обратная сторона п. Загубашка

Вдоволь налюбовавшись эпичной стеной и башенками, мы направились к другим зданиям съёмок: амбару, конюшне, сельской часовне. Издали можно было подумать, что часовня «местная» и потому стоит рядом с поселковым погостом.

Часовня п. Загубашка

Но как оказалась позднее, часовня — это снова кинематографический обман. Настолько правдоподобный, что и не верится до тех пор, пока не убедишься в обратном.

Часовня — обратная сторона п. Загубашка

Не спеша прогуливаясь, мы наслаждаемся и любуемся окружающей природой: небом, скальными останцами, речкой и красивыми березами. Глядя на это вспоминаются строки из романа Алексея Иванова «Сердце Пармы»: «У этой березы девушки выпрашивали женихов, женщины – детей, старухи – смерти…».

Береза, останец, стена п. Загубашка

Единственное, что не радует глаз – это валяющийся повсеместно строительный материал, строительный мусор и другие следы пребывания «современного» человека.

Первая контрольная точка взята (Done).

Дорога от поворота на горнолыжный центр «Губаха» до места, где расположены декорации к фильму «Сердце Пармы» практически на всем своем пути заасфальтирована. Самый сложный участок дороги для легкового автомобиля проходит от автомобильного моста через реку Косьва до начала поселка Загубашка. Далее дорога проходит по хорошему асфальту сквозь поселок, далее через сельский погост прямиком выводит справа на радиальную автомобильную парковку рядом с крепостной стеной. Здесь очень удобно оставить свой автомобиль.

Обед

15.00 – 16.00 — Поиск места, приготовление походной еды, обед (район декораций к фильму «Сердце Пармы» п. Загубашка).

Сперва хотели расположиться возле обзорной площадки, на одном из останцев, что находится на высоком берегу реки Косьвы. Но взвесив все за и против этого места, передумали. Остановили свой выбор и расположились на полянке за декорациями крепостной стены. Во время приготовления пищи мы использовали газовую плитку, поэтому ущерб природе и декорациям абсолютно нулевой. После интересной и увлекательной прогулки все мои путешественники попросили добавку. Что говорило о положительном эффекте нашего времяпровождения на природе.

Крепость в поселке Усьва

17.30 – Окрестности поселка Усьва (Гремячинский район).

На обратной дороге домой за поселком Усьва, остановились на второй локации с декорациями, посвященными съёмкам фильма по роману А. Иванова «Сердце Пармы». Декорации хорошо видны с дороги и к ним ведет укатанная проселочная дорога. Но как правило, все путешественники машины оставляют на обочине, и к декорациям идут пешком налегке. По дороге к декорациям видим мирно пасущихся коров, что настраивает на миролюбивый лад, вызывает умиление и детский восторг.

Коровы на фоне крепости п. Усьва

При подробном рассмотрении сразу становится заметно, что данные декорации крепости находятся в стадии строительства и выглядят незавершенными.

Внутри крепости п. Усьва

Но от этого не менее эпичными и монументальными, по сравнению с «губахинскими» в п. Загубашка. Со слов охранника съемочной площадки, беспрепятственно пропускать на эти декорации стали совсем недавно, после летней сессии киносъёмок, а до этого вход в закулисье был запрещен.

Следующий этап сьёмок пройдет здесь в ноябре 2019 года. Планируется снимать батальную сцену – штурм и взятие крепости. Выход восьмисерийного фильма на экраны телевизоров запланирован через год на канале «Россия 1». Нафотографировавшись и вдоволь набродившись по этому недостроенному месту съёмок фильма «Сердце Пармы», мы пешком отправились к новой достопримечательности поселка Усьва, к одноименному придорожному знаку-стелле. Благо он находится рядом с декорациями через автомобильную дорогу. Вторая контрольная точка взята (Done).

Знак «Усьва»

18.00 – Придорожный знак поражает своей необычной формой. И есть в нем что-то родное «Пермское» такое, что хочется назвать «Зов Пармы». Радует и то, что территория возле знака облагораживается. И в будущем благодарные туристы, останавливаясь здесь будут говорить спасибо создателям этого Чудо Знака.

Знак Усьва

18.10 – Обратная дорога домой. В общей сложности за день мы прошли около десяти километров.

Это был отличный поход выходного дня в честь Дня Российского кино.

Сколько потратили на «Сердце пармы»

«Сердце пармы» является совместным проектом компаний Star Media, «Профит» и телеканала «Россия». Отметим, что дистрибьютором фильма выступает кинокомпания «Централ Партнершип» (входит в «Газпром-Медиа», первоначальный приобретатель прав на экранизацию). Как пишет портал kinobusiness.com, бюджет киноленты составил 714,4 млн рублей. При этом больше половины на возвратной и безвозвратной основе обеспечил Фонд кино. Также сообщалось, что власти Пермского края в рамках региональной программы рибейта (субсидии для студий, которые снимают кино в Прикамье) компенсируют создателям фильма 6,5 млн рублей.

По предварительным данным kinobusiness.com на 11 октября, «Сердце Пармы» заработало 135,4 млн рублей в 2101 российском кинотеатре (а с учетом стран СНГ – 137,2 млн рублей). Стартовый результат исторического блокбастера стал лучшим в российском прокате со времени таких февральских премьер, как «Анчартед: На картах не значится» и «Смерть на Ниле». А для отечественных лент это лучший результат с декабря 2021 года.

Интересные факты

  1. Для исторической достоверности съемки велись и в Подмосковье, и в Пермском крае. Окончательно они были завершены в 2020 году.
  2. «Сердце Пармы» уже называют самым сложным по части постановки российским многосерийным фильмом, так как в нем присутствует множество продуманных спецэффектов, очень реалистично исполнены костюмы, оружие и прочий реквизит, а также в фильме можно увидеть множество масштабных сцен сражений.
  3. Многосерийный фильм является экранизацией одноименного исторического романа Алексея Иванова.
  4. Транслироваться сериал будет на канале Россия 1.
  5. Первый на экраны должен выйти полнометражный фильм, а после, его многосерийный вариант. Подобные эксперименты уже проводились на кинолентах «Матильда», версия которой из 4х серий вышла позже полнометражного фильма, и «Тобол», который показали на Первом канале.
  6. В съемках приняли участие более 2000 человек, не считая съемочной группы в 150 человек. Статисты из города Губаха не сбривали бороды долгое время, чтобы сняться и в зимних, и в летних сценах.
  7. Жители вымышленного города Уроса были одеты в костюмы, специально созданные для них из настоящей рыбьей кожи.
Источники

  • https://www.film.ru/movies/serdce-parmy
  • https://fedpress.ru/article/3114836
  • https://www.ivi.ru/watch/198810
  • https://aif.ru/culture/movie/fantastika_v_serdce_parmy_realnaya_istoriya_knyazya_velikoy_permi
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B5_%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BC%D1%8B_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)
  • https://nashural.ru/dostoprimechatelnosti-urala/permskij-kraj/mesta-gde-snimali-film-serdtse-parmy-po-romanu-alekseya-ivanova/
  • https://kogda-kino.ru/serdtse-parmy-data-vyhoda

[свернуть]